all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Статьи / Чай / «Чай и Дзэн одинаковы ... на вкус» - Часть ll

«Чай и Дзэн одинаковы ... на вкус» - Часть ll


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:40
«Чай и Дзэн одинаковы ... на вкус» - Часть ll


(Нет голосов)
274 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

«Чай и Дзэн одинаковы ... на вкус» - Часть ll


Маленькая комната «тясицу», специально построенная для чайной церемонии, в обычное время кажется совершенно пустой, и на европейца, скорее всего, произвела бы впечатление заброшенности. Во время чайной встречи, иначе говоря «приёма гостей», в ней можно увидеть лишь несколько тоненьких подушек из шёлка, лежащих на полу, - по одной на каждого гостя.

В небольшой комнате обычно располагается от 4 до 5 гостей. Стены и татами на полу – в таком же простом стиле. В нише висит свиток, выполненный черной тушью. На белом фоне отчётливо выделяется узор иероглифов. Чуть ниже в вазе скромно стоят свежие полевые цветы. Рядом с нишей можно заметить небольшую полку, на которой помещены два-три предмета искусства (например, коро – курильница для благовоний, бунтин – придерживающий бумагу грузик для каллиграфии, или просто красивый камень). Они поставлены здесь с таким расчётом, чтобы безукоризненно поддерживать общую идею простоты внутреннего убранства комнаты.

Перед нами отнюдь не нарочитая расстановка в классическом стиле - наоборот, каждая вещь выгодно оттеняет достоинства соседних предметов, и в то же время создаётся такое впечатление, что всё сделано как бы случайно, без малейшей надуманности и искусственности.

Если бы человек пожелал усладить свой взор созерцанием пышной роскоши или величия чего-либо грандиозного, то типичная японская чайная комната наверняка не удовлетворила бы его. Атмосфера чайной комнаты порождает душевную ясность и чистоту, здесь можно оценить прекрасное, не боясь того, что ваше внимание будет отвлечено чем-нибудь посторонним.

Сидя в тишине, в узком и тесном пространстве, ты начинаешь вдруг различать сумеречный свет, льющийся из маленького бокового окошка, слышать журчание воды и звук насыпаемого в чашку чайного порошка, чувство глубокого покоя приходит на смену первоначальному ощущению одиночества и грусти. И становится ближе и понятнее изречение древнего дзэнского мастера, изображённое на свитке в нише «токонома». «Ho-ho kore do:jo:» - «Вся повседневная жизнь шаг за шагом – это и есть место тренировки духа». Всего одна фраза, но иногда она может помочь человеку взглянуть на себя и на свою жизнь под неожиданным углом зрения, постичь что-то доселе неосознанное и неизведанное.

Эти свитки и картины тушью – неотъемлемая часть убранства чайной комнаты, их обязательно вывешивают в токонома при проведении церемонии. Написанные дзэнскими или чайными мастерами и наставниками, они создают атмосферу трансцендентного покоя, выражают глубокие философские понятия; слова и образы на них, свободные от догм и правил веры, умиротворяюще действуют на душу. Чайные свитки высоко ценятся в мире искусства за их простую, но тонкую, вдохновляющую красоту.

«Ichi u sen-zan o uruosu» - «Один ливень орошает тысячи гор».
«Shun-shoku ko:ge nashi» - «Цвета весны не различают верха и низа».
«Shu:ku: issei no kari» - «Клич перелётных гусей – осень повсюду»…

Глядя на эти картины, следуя по следам кисти своим сердцем, мы словно воочию видим естественные движения руки мастера, в которых отражаются его мысли и чувства, помогающие отрешиться от мирских волнений и страстей. Недаром многие известные чайные мастера проходят обучение в дзэнских монастырях и становятся так называемыми «мирскими монахами», практикующими дзэн в миру. В свою очередь многие дзэнские наставники – великолепные каллиграфы, из-под пера (вернее, кисти) которых выходят настоящие шедевры.

Простоту и безыскусность убранства чайной комнаты оттеняют цветы. Поставленные в вазе на полу или подвешенные в пространстве токонома, они олицетворяют всю природу в её бесконечном многообразии. Цветы в чайной комнате называют «тябана», то есть «чайные цветы», и принципы их постановки в вазу отличаются от принципов композиций «икэбана». В «тябана» композиция составляется из одного-двух цветков в сочетании с травами или веточкой какого-нибудь дерева. Важно, что в «тябана» цветок как бы отражает личность хозяина, его душу, и гости, глядя на цветы, получают возможность прикоснуться к внутреннему миру человека, пригласившего их на чашку чая.

Только человек с сильно развитым художественным чутьём способен разместить цветы так просто и вместе с тем выразительно, как этого требуют каноны чайного действа. Цветы всегда выбираются по велению сердца, главный критерий - искренность и простота. Если цветы выглядят искусственно или вычурно – это грубое нарушение заповедей основоположника Пути Чая великого чайного мастера XVI века Сэн-но-Рикю. Он говорил своим ученикам: «Цветы же ставь так, чтобы они выглядели словно растущими в поле». С цветами чайная комната оживает, в неё привносится часть природы, о которой мы часто забываем в суете повседневности. Но порой всего один скромный полевой цветок может волшебным образом преобразить атмосферу всего чайного пространства.


«Чай и Дзэн одинаковы ... на вкус» - Часть ll
 Статья / Статьи / Чай / «Чай и Дзэн одинаковы ... на вкус» - Часть ll
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:40

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...