all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / Вхождение в джхану

Вхождение в джхану


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:37
Вхождение в джхану


(Нет голосов)
532 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Вхождение в джхану



Указания по вхождению в джхану


Эти указания были получены на девятидневном ритрите, проведенном Ли Брейсингтоном в апреле 2002 года в “Баррском центре буддийских исследований”. Палийское слово “джхана” (санскр. “дхъяна”) иногда переводят просто как “медитация”, но точнее говоря, оно обозначает “погружение” в очень собранное и очень устойчивое состояние сосредоточения. В классической традиции есть несколько уровней джханы, каждый из которых собраннее предыдущего.

Meditaton Некоторые люди испытают некоторые из джхан на этом ритрите, а некоторые люди не испытают. Вероятность того, что вы испытаете джхану, обратно пропорциональна силе вашего желания её достичь. Ведь не зря указания по практике джханы, данные Буддой в ранних текстах, начинаются с: “Уединившись от чувственных желаний, уединившись от неумелых умственных качеств, он входит и пребывает в первой джхане”. Для того, чтобы испытать джхану, необходимо на время устранить пять помех (чувственное желание, недоброжелательность, лень и сонливость, неугомонность и беспокойство, неуверенность). Однако если вы страстно жаждете джханы, то у вас присутствует чувственное желание и неумелое умственное качество. Чтобы суметь войти в джхану, нужно отставить их в сторону.

Данный метод вхождения в джхану начинается с выработки сосредоточения доступа. Сначала сядьте в удобной, выпрямленной позе. Она должна быть удобной, потому что при чрезмерной боли в уме непроизвольно развивается отвращение. У вас может получиться сидеть так, что прекрасно выглядеть со стороны, но если колени будут изводить вас, то из-за присутствия боли вы не испытаете никаких джхан. Поэтому вам нужно найти такой способ сидения, который вам удобен. Но вместе с тем он должен быть выпрямленным и бодрым, поскольку это направляет вашу энергию таким образом, что вы сохраняете бдительность. Если вам будет слишком удобно, то вас может одолеть лень и сонливость, то есть неумелое умственное качество, совершенное бесполезное для вхождения в джханы.

Итак, первое предварительное условие для вхождения в джханы – поместить тело в такую позу, в которой вы сможете оставить его на всё время сидения, не испытывая потребности двигаться. Если у вас есть проблемы со спиной, или что-то еще не позволяет вам сидеть прямо, то вам нужно найти какую-то другую бдительную позу, которую вы способны с удобством сохранять.

Это не означает, что вам нельзя двигаться. Возможно, вы заняли какую-то позу, и обнаружили, что: “Мое колено изводит меня; мне придется двинуться, потому что присутствует слишком много отвращения”. Если вам приходится двигаться, то вам приходится двигаться. Ладно, осознавайте движение. Перед движением будет присутствовать намерение двинуться. Заметьте это намерение, затем очень осознанно сделайте движение, а затем устройтесь и снова успокойтесь в новой позе, и заметьте, сколько времени понадобится уму, чтобы вернуться в то место спокойствия, в котором он был до движения. Очень важно, чтобы вы не двигались неосознанно.

Такой процесс побуждает вас найти позу, в которой у вас не будет необходимости двигаться, потому что вы заметите то, насколько большое возмущение вызывается даже легким движением. А чтобы сосредоточиться настолько, чтобы проявились джханы, нужен очень спокойный ум.

Сосредоточение доступа можно выработать несколькими способами. Сегодня я в основном буду говорить о его выработке с помощью дыхания, практики под названием “ анапана-сати”. Первое слово, “ #257;n #257;p #257;na”, означает “вдох и выдох”, тогда как слово “sati” означает “памятование”. Таким образом, это практика “памятования о дыхании”. При практике “анапанасати” внимание направляется на дыхание. наверное, лучше, если вы сможете наблюдать физические ощущения дыхания в районе ноздрей или верхней губы, а не в районе брюшной стенки или где-то еще. Это лучше, потому что это труднее; следовательно, приходится больше сосредотачиваться. Поскольку мы стараемся выработать сосредоточение доступа, мы берем что-то выполнимое, хотя и не чересчур легкое для выполнения, а затем выполняем это. При слежении за дыханием в районе носа нужно очень четко направлять внимание.

Занимаясь этим, вы будете следить за ощущениями, а затем ваш ум отклонится на что-то другое. Тогда вы вернете его обратно и он отклонится, тогда вы вернете его обратно и он отклонится. Но в конце концов, хотя. возможно, и не на ближайшем занятии, и возможно, не в ближайший день, – но в конце концов вы обнаружите, что ум как бы сомкнулся с дыханием. Вы побывали и там, и сям, и наконец-то вы прибыли на место и знаете, что прибыли. Вы действительно следите за дыханием, и ум не отклоняется. Если есть мысли, то они тонки, как дымка, и проходят на заднем плане. Мысли могут быть чем-то вроде: “Ух ты, я сейчас действительно слежу за дыханием”, вместо: “Когда я попаду на Гавайи, я первым делом ...”

Вхождение в джхану
 Статья / Религия / Буддизм / Вхождение в джхану
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:37

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...