all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / В духе Чань (Дзен)

В духе Чань (Дзен)


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:37
В духе Чань (Дзен)


(Нет голосов)
547 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

В духе Чань (Дзен)



Введение в чань-буддизм



Мастер Шен Янь, автор этой книги - живая драгоценность современного буддийского мира. Наряду с его обширным знанием буддийских писаний и личным опытом мудрости Будды, его постоянство в исполнении предписаний, развитии буддийского образования, его обетах и самоотдаче тому, что он назвал бы "выстраивание этого мира в чистую землю ", определяет его уникальный характер и значение. Он - один из последнего поколения учителей, прибывших с Востока для преподавания буддизма на Западе.

Действительно, его ясные слова достигли и помогли многим людям по всему миру. На благо всех тех, кто, в наши сложные времена, желает начать путешествие к просветлению, пусть эта брошюра подарит свет и направление людям всего мира.

Почтенный Го Гу Бхикшу, Нью-Йорк
Слово "чань" может обозначать просветление, а просветление можно понять как осуществление "первичного смысла", или "предельной истины". В чань есть и то, что называется "вторичным смыслом", или "условной истиной". Условную истину можно выразить в словах и понятиях, но первичная, или предельная, истина чань не может быть выражена в словах. В чаньской традиции иногда сравнивают предельную истину с луной, а условную - с пальцем, указывающим на луну. Никто не перепутал бы луну и палец. Слова, язык, идеи и понятия - как палец, и могут выразить лишь условную истину. Эти слова и понятия только указывают на предельную истину. Её можно назвать - ум, изначальная природа, или природа Будды. Это что-то такое, что каждый должен пережить сам. Это никогда не может быть полностью описано.

Каков же источник чань? Согласно чаньскому преданию, монах Бодхидхарма принес чань из Индии в Китай около 500 года н.э., спустя более чем тысячу лет после смерти Будды Шакьямуни. Но индийская история содержит мало записей об этом промежутке времени, так что мы знаем относительно мало об источниках чаньской практики.

Мы знаем истории и легенды, описывающие происхождение чань. Самый знаменитый - рассказ о передаче Дхармы Махакашьяпе, одному из старших учеников Будды, который стал Первым Патриархом в линии чань. История такова: однажды, во время проповеди на Вершине Грифов, Будда Шакьямуни держал в руке цветок перед собравшимися и молчал. Казалось, никто не знал, что значит этот жест, но Махакашьяпа улыбнулся. Будда сказал: "Сокровище Глаза Истинной Дхармы, Чудесный Ум Нирваны; только Махакашьяпа понимает". Это событие отмечает начало чаньской традиции и передачи от учителя к ученику, которая продолжается до наших дней. Этот рассказ не появляется в буддийской истории до десятого века (династия Сун). Но буквальная истинность этого рассказа не так важна, как сообщение, которое он содержит, о природе чань.

У Будды Шакьямуни было ещё два ученика, один очень способный, а другой совершенно тупой. У первого ученика, Ананды, был мощный ум и поразительная память. Однако он так и не достиг просветления при жизни Будды Шакьямуни. Ананда думал, что Будда вознаградит за его ум, передав просветление. Этого так и не произошло. После погружения Будды в нирвану, Ананда надеялся, что ему поможет Махакашьяпа.

После ухода Будды Махакашьяпа пытался собрать 500 просветленных учеников, чтобы собрать и записать учения Шакьямуни. Он смог найти только 499. Некоторые предлагали ему пригласить Ананду, но Махакашьяпа сказал, что Ананда не просветлён и поэтому не подходит для этого собрания. Он сказал, что лучше пусть вообще не будет собрания, чем позволить присутствие Ананды.

Но Ананда настаивал. Три раза Махакашьяпа прогонял его. Ананда сказал:
-- Будда вошёл в нирвану. Теперь только ты можешь помочь мне достичь просветления.
Махакашьяпа ответил:
-- Я очень занят. Я не могу помочь. Только ты можешь помочь себе.
Наконец, Ананда осознал, что ему нужно положиться на свои собственные усилия, если он хочет достичь просветления. Он ушел в безлюдное и укромное место. Как только он собрался сесть, он достиг просветления! Почему? В тот миг он ни на кого не полагался, и отбросил все свои привязанности.

Другая история описывает тупого ученика, по имени Суддхипантхака, или Малый Путь. Все, кроме Малого Пути, могли запоминать учения Будды. А он, если пытался запомнить первое слово предложения, то забывал второе, и наоборот. Будда дал ему работу подметания земли, поскольку ни на что другое он казался не годен.

Малый Путь мёл землю очень долго. Наконец, он спросил: "Земля чиста, но чиста ли почва моего ума?" В этот миг всё выпало из его ума. Он пошёл повидать Будду, который был очень рад его достижению и подтвердил, что Малый Путь стал просветлённым.

В духе Чань (Дзен)
 Статья / Религия / Буддизм / В духе Чань (Дзен)
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:37

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...