all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / Тибетский Буддизм (Зависимость происхождения и срединность)

Тибетский Буддизм (Зависимость происхождения и срединность)


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:37
Тибетский Буддизм (Зависимость происхождения и срединность)


(Нет голосов)
288 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Тибетский Буддизм (Зависимость происхождения и срединность)



Гнев и радость в свете концепций схоластической традиции Тибетского буддизма



В соответствии с этой концепцией совершенное (byas) из-за неведения деяние считается накопленным (bsags-pa), т. е. оставившим (bsgos-pa) в сознании отпечаток (bag-chags), который обязательно (nges-pa) породит плод полного созревания (rnam smin), только в том случае, если было совершено преднамеренно и сознательно. Совершенные в сновидении, по принуждению и т. д. деяния не считаются накопленными, пока не будут одобрены самим индивидом. Когда этот отпечаток вскармливается (gsos-byed) восьмым и девятым членами зависимого возникновения – жаждой (sred-pa) и приверженностью (nyer-len), то обретает силу (nus-pa) породить плод полного созревания и называется тогда становлением (srid-pa) – десятым членом. Помыслы (bsam-pa) в основном формируют карму, осуществляющую забрасывание ( "phen-byed) в новое существование, а поступки (sbyor-ba) – осуществляющую завершение (rdzogs-byed), т.е. определяющую то, что будет вкушаться в том рождении.

Эти идеи позволяют приступить к детальному изучению механизма кармообразования и кармареализации посредством рассмотрения множества еще не объясненных положений буддизма в отношении кармы, что может привести к созданию общей теории кармы. В связи с этим определенный интерес представляет исследование эффекта действия (byed-las) гнева (khon-khro), который Чандракирти во "Введении в мадхьямику " называет самым большим грехом, поскольку проявление (mngon-gyur) гнева не только приводит к рождению в плохой форме жизни и страданию, но и уничтожает корень добра, а также замедляет или блокирует продвижение по пути совершенствования.

Корнем добра (dge-bai rtsa-ba), согласно Дхарани "Акашагарбхи ", является благое деяние (dge-bai las), а также оставленный им в сознании отпечаток, способный породить плод полного созревания – хорошее рождение и блаженство. Поскольку последователь Махаяны произносит пожелания (smon-lam), в которых отдает (bsngo-ba) корни добра на Просветление, то эти корни добра, как считают, уже не могут явить ( "byin-ba) сансарный плод, а становятся причиной реализации положения Будды. С этой точки зрения они подразделяются на три вида: 1) образующие собрание заслуг (bsod-nams-kyi tshogs) – причину обретения двух Форменных Тел (gzugs sku) Будды – Нирманакаи и Самбхогакаи, 2) образующие собрание мудрости (ye-shes-kyi tshogs) – причину обретения Дхармакаи, 3) входящие в оба эти собрания.

Согласно "Сандхинирмочана-Сутре ", практика трех первых парамит создает первый вид корня добра, праджня-парамиты – второй, двух оставшихся – третий. "Сутраланкара " утверждает, что практика терпения создает третий вид корня добра.

В соответствии с "Введением в мадхьямику " Чандракирти гнев уничтожает корни добра, созданные практикой двух первых парамит, а согласно с "Введением в деяния Бодхисаттвы " Шантидэвы – созданные практикой отдачи, почитания Татхагаты и других хороших деяний. Таким образом гнев уничтожает первый и третий вид корней добра.

Говоря об уничтожении корней добра, употребляют два термина: разрушение ( "joms-pa) и истощение (zad-pa). Истощение подразделяется на три вида: большое, среднее и малое, т. е. корень добра может уничтожаться полностью, наполовину или немного. Поэтому Гедун Дандар полагает в своем комментарии (spyi-don) на "Введение в мадхьямику ", что здесь имеет место не уничтожение корня добра, а полное или частичное повреждение (gnod-pa) или блокирование способности (nus-pa) порождать плод.

Если здесь происходит блокирование, то когда-нибудь может произойти и снятие блокировки. Но об этом нигде не упоминается. Когда же говорят о способности в связи с отпечатком, то имеется в виду накопление в отпечатке благодаря вскармливанию большой силы (stobs), делающей отпечаток способным породить плод. Когда отпечаток уже может породить плод, его дальнейшее вскармливание приводит к возрастанию силы, обуславливая и изменение плода. Так, например, если совершено некое греховное деяние и затем оно вскармливается жаждой и приверженностью до уровня способности породить плод, то сначала, согласно Сутре "Десять ступеней ", будет иметься два плода полного созревания этого деяния, которые будут вкушаться в человеческом рождении. Если это деяние снова совершается, то плодом будет уже рождение животным, претом, в аду – в зависимости от числа совершений деяния. Чем больше число совершений деяния, тем больше сила отпечатка. Поэтому при очищении от греха и при уничтожении корня добра гневом должно происходить не блокирование и повреждение способности, а уменьшение силы отпечатка, т. е. типа разрядки. Аналогичный процесс, вероятно, имеет место и при порождении отпечатком плода. Остаются сами отпечатки после разрядки или разрушаются? Для разрешения этой проблемы требуется отдельное исследование.

Тибетский Буддизм (Зависимость происхождения и срединность)
 Статья / Религия / Буддизм / Тибетский Буддизм (Зависимость происхождения и срединность)
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:37

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...