all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / Сфера непостоянства

Сфера непостоянства


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:36
Сфера непостоянства


(Нет голосов)
514 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Сфера непостоянства



Буддизм. Сфера непостоянства


Чтобы понять, что такое «нирвана» необходимо познакомиться с другими основными положениями буддизма. Поскольку на концептуальном уровне (но не на уровне опыта) нирвана представляет собой очень важный момент тщательно разработанной философской системы. Таким образом, перед тем, как начать нашу беседу о нирване, давайте вначале поговорим об ее антитезисе – сансаре, так называемом «мире становления». В буддизме слово «сансара» означает всю сферу физического и психологического бытия – время, пространство, материя, мысль, эмоции, стремления, устремления, восприятие, карма и т. д.

Буддийская версия начала бытия довольно уникальна в сравнении с версиями других религий. Согласно ей определенного начала нет, и никогда не существовало Первопричины, которая в какой-то момент вечности сотворила или начала творить Вселенную. Будда учил, что каждый объект и условие есть результат других объектов и условий, предшествующих им. И они, в свою очередь, есть результат еще раннее существовавших объектов и условий, и так до бесконечности. Мы живем в мире, которым правят безликие законы причины и следствия. Так было всегда в прошлом, и так будет всегда в бесконечном будущем. Хотя сансара может продолжаться бесконечно, ни один из ее компонентов не вечен. Сопутствует буддийской доктрине о причинно-следственной связи не менее важное положение об «аничча», или непостоянстве. Каждое живое существо, каждая мысль, настроение, чувство; каждый холм, гора и река – это преходящие феномены, которые в определенный момент времени уступят место новым условиям, созданным не без их же помощи. Таким образом, Вселенная, находясь в вечном движении, представляет собой непрерывный процесс взаимодействия взаимозависимых сил и факторов, ни один из которых не является вечным, статичным, бессмертным, самопроизведенным и самосконструированным. В сансаре единственный постоянный закон – это закон непостоянства. Земля и солнце когда-то исчезнут, и их больше не будет. Но Будда учил, что после гибели старой солнечной системы возникает новая.

Космология – относительно незначительный раздел учения Будды. Основное значение вечных принципов – непостоянства, причинно-следственной связи заключается в том, как они связаны с процессом человеческого существования, с надеждами, страхами, печалями и радостями, которые придают смысл и цель жизни всех сознательных существ. Это подводит нас к еще одному важному качеству сансары – «анатта», или имперсональности (отсутствию «Я»).

Учение об «анатта» утверждает, что всякая мысль, эмоция, память, ощущение, восприятие и все другие виды нашего сознания непостоянны, изменчивы и взаимозависимы. В абстракции от этих состояний ума понятие нашего «Я» абсолютно бессмысленно. И ни одно из этих состояний по отдельности нельзя назвать истинным или реально существующим «Я». «Я» как раз и состоит из всех их. И обнаружить где-то в этих не-статичных агрегатах какую-либо неизменную сущность, или постоянную природу, которая можно назвать душой, или вечным бытием, невозможно.

Буддизм не отрицает существование личности как таковой; он только утверждает, что личность – это явление составное и изменчивое – скорее процесс, чем сущность. Наше настроение, мысли, чаяния и эмоции меняются каждый день, каждый час, каждую минуту. Человек в возрасте двух и двенадцати лет – это одна и та же личность? А возрасте двенадцати, сорока и шестидесяти – личность та же? Поэтому, с буддийской точки зрения, точнее сказать так: двухлетний ребенок – это психофизический феномен, который в ходе времени изменится в результате его взаимодействий, как с внешними феноменами, так и взаимодействий внутренних составляющих. И результатами этого процесса будут личности соответственно в возрасте двенадцати, двадцати, сорока и шестидесяти лет.

Когда Будде был задан вопрос:

«Господин, кем является тот, кто чувствует?» Будда ответил: «Вопрос неуместный. Я не говорю: «кто-то чувствует». Если бы я так говорил, вопрос был бы уместным. Но я так не говорю. Если бы вы спросили так: «Господин, чем обусловлено чувство?», это был бы уместный вопрос. И уместный ответ был бы: «Чувство обусловлено контактом ».

– Samyutta-Nikaya II, 13. (XII, 2; 12)

И снова Его слова:

«Совершающий действие и пожинающий результат действия – один и тот же» – это, брамин, одна крайность. «Совершающий действие и пожинающий результат действия – не один и тот же» – это, брамин, другая крайность. Будда не придерживается ни одной из них, но провозглашает учение середины».

Сфера непостоянства
 Статья / Религия / Буддизм / Сфера непостоянства
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:36

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...