all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Каруна


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:33
Каруна


(Нет голосов)
294 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Каруна



Буддизм. Каруна


Каруна(пали, санскр. – «жалость», «сострадание»), категория индийской философии, означающая (в отличие от второй – майтри, которая выражает со-радование) преимущественно со-страдание людям и другим живым существам. В брахманистской традиции термин «каруна» появляется сравнительно поздно. В Законах Ману (первые века новой эры) соответствующая добродетель – сочувствие всем существам (носитель ее называется «анукампака» – «симпатизирующий», «сострадающий») – завершает перечень достижений лесного отшельника, следуя за изучением Вед, щедростью, самоконтролем, дружелюбием (майтри) и сосредоточенностью. Согласно Йога-сутрам, очищение сознания достигается посредством культивирования дружелюбия (майтри), каруны, радости и беспристрастности по отношению, соответственно, к радующимся, страждущим, добродетельным и порочным. Согласно толкованию Вачаспати Мишры, каруна есть желание разрушить чужое страдание, как если бы оно было собственным. Тот же смысл термин «каруна» имеет и в тексте джайнов Таттвартхадхигама-сутре Умасвати, где он означает сострадание к несчастным (в ряду дружелюбия, обращенного ко всем живым существам, радости – к высшим и безразличия – к неправедным).

Четырехчастная схема благих состояний сознания была и брахманистами и джайнами заимствована у буддистов, у которых концепция каруны получила значительно более полное и последовательное развитие. В текстах Палийского канона каруна, наряду с дружелюбием, радостью и равнодушием, относится к четырем совершенным, предназначенным для культивирования намерениям (первые две считаются вспомогательными по отношению к двум последним – основным). В комментарии к древнему сборнику дидактической поэзии и прозы Суттанипате каруна истолковывается как желание избавить других людей от несчастья и страдания, майтри – как желание принести им благополучие и радость, и, таким образом, четко проводятся «отрицательная» и «утвердительная» акцентировки двух аспектов альтруистической практики.

Сострадание наряду с тремя названными совершенными состояниями сознания неоднократно фигурирует в Абхидхармических текстах. Эта четверка сопровождает медитативные упражнения, а ее составляющие именуются четырьмя «безграничными вещами», также соотносимыми с медитативной практикой. При этом существенно различны великое сострадание (махакаруна) Будды и сострадание обычных людей: первое реализуется только на четвертой стадии медитации-дхьяны и существует в теле «великого человека», рожденного на материке Джамбудвипа.

В буддизме махаяны каруна – первая добродетель того, кто стремится следовать путем бодхисаттвы, практически соответствующая первому «совершенству» (парамита) – щедрости (дана). Махаянисты неоднократно цитировали Дхармасангити-сутру, по которой все действия бодхисаттв, совершаемые телом, словом или мыслью, направляются состраданием ко всем живым существам. Здесь же утверждается, что бодхисаттве нет необходимости совершенствоваться во всех добродетелях, вполне достаточно одной – каруны. В махаянских текстах она описывается и «положительно», как любовь ко всем существам, и уподобляется любви матери к ребенку, но при этом подчеркивается, что в отличие от обычной любви-привязанности каруна не укоренена в дихотомиях (первая из которых «свое – чужое») и не является эго-центричной.

Различие и в том, что обычная любовь связана с незнанием и часто порождает ненависть. Бесстрастие каруны, однако, никак не мешает махаянистам противопоставлять ее нормам нравственного поведения. Популярностью, в частности, пользовался рассказ о принявшем на себя обет целомудрия подвижнике Джйоти, который из чувства «сострадания» решил удовлетворить любовную страсть домогавшейся его женщины. При этом «мученик сострадания» нашел для себя на редкость удачную аргументацию: лучше, решил он, ему пострадать в аду, чем сделать женщину несчастной и заставить ее умереть от неудовлетворенного желания.

Образцом сострадания считается сам Будда; в сочетании с мудростью (праджня) сострадание является одним из двух столпов буддизма, и именно этими добродетелями в первую очередь наделены будды, составляющие «второе тело» Будды (самбхогакая). Каруна включается в знаменитый обет бодхисаттвы (врата), который может быть сформулирован примерно так: «Пока есть хотя бы одно несчастное существо в мире, мое счастье не может быть полным». Сострадательный аспект пути бодхисаттвы подчеркивается во множестве махаянских памятников, ярче всего, вероятно, в Бодхичарьяватаре Шантидэвы. В махаянском буддизме популярно и понятие «махакаруна» (великое сострадание), соотносимое с самой природой будд.

Каруна
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:33

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...