Статья / Религия / Буддизм / Буддийская концепция Нирваны
Буддийская концепция Нирваны
Буддийская концепция Нирваны
Буддизм. Концепция Нирваны Постулировав существование Единого Ума, Эванс-Венц говорит далее о конечной духовной цели человека как о возвращении к этому Единому Уму и растворении в нем. Он пишет:
Как учит наш трактат о познании Единого Ума, именно путем познания себя... человек йогически соединяет свое микрокосмическое мирское сознание с Надмировым Все-Сознанием; он перестает быть человеком и становится Буддой; ограниченное становится неограниченным, вселенским, Космическим... Ум в его микрокосмическом аспекте описывается непросветленными по-разному; некоторые называют его эго, другие душой... Постижение Единого Ума через интроспективное обретение понимания истинной природы его микрокосмического аспекта неотъемлемо присуще человеку, оно равноценно достижению брахманической Мокши, махаянской Нирваны, Полного Пробуждения природы Будды в человеке... Эволюция – чисто ментальный, умственный процесс. Микрокосмический ум человека воздвигает для себя все новые дворцы; и в процессе эволюции происходит непрерывное расширение ума до тех пор, пока не будет достигнуто воссоединение с Единым Умом... В Едином Уме происходит суммирование сознания как целого, невыразимое воссоединение всех микрокосмических аспектов Единого Ума. Выходя за пределы микрокосмического ума человеческого эго, человек выходит за пределы самого себя; он становится сознательным участником всеобъемлющего Вселенского Ума, Над-Ума, Космического Сознания...
Здесь имеет место фундаментальное недопонимание буддистской концепции Нирваны. Впрочем, Эванс-Венц не одинок в своем заблуждении, ибо даже в таком авторитетном источнике, как Оксфордский иллюстрированный словарь (1962), можно найти следующее определение Нирваны: "В буддистской теологии – угасание индивидуального бытия и растворение в Высшем Духе ". Спорно само употребление термина "теология " применительно к буддизму, поскольку буддисты не верят в Бога, который создал вселенную и являет себя в ходе истории, выступая на стороне избранного им народа в борьбе против других народов. Подобным же образом и Нирвана, в буддистском понимании, не подразумевает ни возрождения в раю после смерти, ни единения с Богом, ни слияния индивида с каким-то Вселенским Умом или безличным Абсолютом.
Этимологически слово Нирвана происходит от санскритского корня со значением "задувать ", как в случае задувания пламени свечи; это делает оправданным употребление слова "угасание ". Но об угасании чего идет речь? В сутрах Хинаяны это слово подразумевает угасание помрачающих факторов (zag-bcas, санскр. асрава), таких как половое влечение, жажда жизни и тому подобное, то есть наших страстей (nyon-mong-pa, санскр. клеша). Нирвана Архата или совершенного святого понимается в Хинаяне следующим образом. Когда причины перевоплощения, то есть страсти и помрачители устранены, человек больше не рождается. Этимологически Архат (dgra-bcom-pa), состояние которого служит целью Хинаяны, означает "тот, кто сразил (bcom-pa) своих врагов (dgra) "; а врагами его были страсти. Сделав это, он достигает состояния совершенного покоя. Именно страсти заставляют нас действовать и создавать себе карму, выходя тем самым на круг следующего воплощения. И те же страсти неизбежно связаны с ощущениями тревоги и крушения надежд, привнося тем самым в нашу жизнь страдание. Этот смысл отражен в тибетском переводе санскритского слова Нирвана как mya-ngan las ‘das-pa, что означает "выход за пределы страдания ". Разумеется, такая трактовка придает понятию Нирваны несколько негативную окраску, ассоциируя ее с бегством от печалей и невзгод этого мира.
С точки зрения Хинаяны, угасание желаний индивида равнозначно устранению причин перерождения, вследствие чего он в этом мире больше не родится. Будда постиг это обстоятельство, предаваясь созерцанию под деревом Бодхи. Затем, после смерти его материального тела, которое уцелело после просветления лишь благодаря наличию остаточной кармы, Будда окончательно вошел в Нирвану и больше его в этом мире не видели. Означает ли это, что индивидуальность исторической личности, известной под именем Будды Шакьямуни, окончательно угасла, подобно светильнику, у которого выгорело все масло? Похоже, что во многих текстах Хинаяны говорится именно об этом.
Чего нельзя сказать о Сутрах Махаяны, таких, например, как Саддхармапундарика или Лотосовая Сутра. Хотя состояние Архата, погасившего все свои страсти, признается в них достойной целью, цель эта не считается конечной. Почему? Несмотря на то, что Архат избавился от омрачений, обусловленных страстями (санскр. клеша-аварана), он, сам того не сознавая, все еще омрачается факторами тонко-интеллектуального порядка (санскр. джнейя-аварана), и эти тонкие предрасположенности вновь пробуждают его к существованию после очень продолжительного периода покоя в состоянии космической бессознательности. Таким образом, Архат по-настоящему не освободился от Сансары.
Буддийская концепция Нирваны
|
Статья / Религия / Буддизм / Буддийская концепция Нирваны
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|